Как отразится на рынке закон об обязательном страховании операторской ответственности?

12
июля
2017

Валерий Шпаков, генеральный директор группы Globaltrans:
— Насколько мне известно, в настоящее время страхование ответственности заводов-изготовителей, ремонтных организаций и владельцев вагонов может осуществляться в добровольной форме на основании правил страхования ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг. Также в отрасли практикуется урегулирование ответственности между участниками перевозочного процесса в рамках заключаемых договоров на приобретение, изготовление и ремонт подвижного состава. У меня целесообразность введения обязательного страхования ответственности оператора подвижного состава вызывает сомнения, прежде всего с технологической точки зрения. Обязанности и сфера ответственности оператора уже достаточно чётко прописаны в Уставе железнодорожного транспорта. Эта дополнительная мера избыточна и вряд ли будет способна оказать положительное влияние на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Введение новых видов страхования, на наш взгляд, приведёт только к увеличению доходов страховых компаний и росту финансовой нагрузки на операторов, а следовательно, и на грузоотправителей.

Сергей Калетин, президент АО «СГ-транс»:
— С моей точки зрения, на ответственности операторов зацикливаться не стоит. Собственники и так страхуют свой подвижной состав как имущество. Страховке должна подлежать ответственность вагоностроителя за безопасную эксплуатацию подвижного состава на срок гарантийной ответственности. Также должна быть застрахована ответственность ремонтного предприятия за безопасную и безотцепочную эксплуатацию отремонтированных вагонов или его деталей и запасных частей на срок до следующего планового ремонта. Как вариант предлагаем обязывать страховать ответственность изготовителей литых деталей, чья продукция имела изломы и конструкционно выполненных по устаревшим чертежам, на весь их гарантийный срок. Таким образом, это в дополнительной мере будет стимулировать изготовителей переходить на новые и инновационные технологии, минимизирующие возможность возникновения нарушений безопасности движения. А если предприятие не желает менять технологию, при возникновении транспортного происшествия страховщик будет обязан компенсировать весь возникающий ущерб. Однако, повторюсь, это надо соизмерять с действующим законодательством в области транспорта.
В новом законопроекте необходимо закрепить госрегулирование цен и тарифов на услуги страховых компаний, базовые ставки страховых тарифов или методики их расчёта, порядок подтверждения и выплаты страховых сумм, требования к страховым компаниям. Также необходимо учитывать обязательства страховщиков направлять часть страхового фонда на мероприятия по повышению качества изготовления и ремонта грузовых вагонов, а также их эксплуатационной надёжности. А для начала мы предлагаем сделать апробирование этой модели на определённых площадках. Сначала нужно проработать это в теории, проверить все варианты реализации, а также обязательно проработать все механизмы взаимодействия со страховщиками. Кроме того, можно провести общественные слушания по этому вопросу — он давно прорабатывается, но пока никто не хочет сделать первый шаг и не видит в нём очевидных положительных моментов.

Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта:
— Думаю, принятие такого закона преждевременно. Действующая нормативная база, посвящённая операторскому бизнесу, имеет слишком много пробелов. Есть постановление правительства «Об операторской деятельности», но в целом сегодняшнее положение операторов не прописано комплексно, нет чёткого понимания, где начинается и заканчивается ответственность операторских компаний, где переходят риски от грузовладельцев к операторам или от операторов к перевозчику. Чтобы законодательно прописывать обязательную ответственность, нужно понимание, в какой момент времени эта ответственность наступает. А до тех пор закон рискует быть таким же пустым, как и вышеуказанное постановление правительства. Кроме того, такой документ сулит дополнительную финансовую нагрузку на грузоотправителей. Операторы неоднократно показывали делом, что новые расходы они брать на себя не готовы. И, скорее всего, затраты на страхование ответственности пополнят операторские ставки. Другое дело, что у грузовладельцев может появиться возможность взыскать какие-то деньги за некачественно оказанные услуги. В таком случае, возможно, будет найден баланс интересов. Есть шанс, что мы получим более совершенную в правовом плане конструкцию на рынке грузоперевозок. Правда, к удешевлению перевозки это не приведёт.

Андрей Соболев, председатель Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС):
— Уверен, что страхование ответственности операторов отрасли необходимо. В настоящее время решение, страховать или нет, остаётся за оператором, а новый закон обяжет их это делать. При этом не думаю, что финансовая нагрузка сильно отразится на бизнесе компаний. Так что в целом мы считаем эту инициативу положительной.

Поделиться