Тренды ближайшей перспективы будут определять страны, которым быстрее посчастливится выбраться из карантина

2
апреля
2020

Ситуация на рынке перевозок меняется на сегодня вне прогнозов, поскольку развитие событий и закрытие целых стран на карантин происходит стремительно. А это, в свою очередь, меняет направления и объемы грузовых железнодорожных перевозок.

Данную ситуацию нужно рассматривать в двух плоскостях: в сравнении с I кварталом 2019-го и началом текущего года, поскольку ключевые изменения в мире произошли с момента глобального распространения вируса COVID-19. А мировая эпидемия началась в конце февраля — начале марта 2020-го. Думаю, реальную ситуацию мы увидим в апреле, хотя уже сейчас статистика меняется буквально каждый день.

Те изменения в погрузке, которые мы наблюдали в январе — феврале, были продиктованы влиянием карантина на мировой спрос-предложение, а также остановкой производства в Китае. Поэтому изменения I квартала 2020 года в целом к I кварталу 2019-го, скорее всего, показывают те изменения, которые произошли в связи с китайским карантином.
Сокращение перевозок всех грузов в I квартале относительно аналогичного периода прошлого года составило 3,9%. Сокращение погрузки — 3,6% год к году. Основной вклад в падение перевозок по сети ОАО «РЖД» внес каменный уголь — сократилось внутреннее потребление из-за аномально теплой зимы в регионах. Кроме того, сократился экспорт угля в Европу на 20% за I квартал 2020-го к аналогичному периоду прошлого года, а экспорт угля на восточном направлении вырос на 0,1% за счет роста потребления в Китае.

В свою очередь, март ознаменовался закрытием европейских рынков, масштабным кризисом потребления в США, а также ростом спроса и производства в Китае. Влияние этого кульбита нам предстоит увидеть в апреле — мае. Поэтому оценка итогов текущего марта к началу года демонстрирует самые актуальные тренды после старта пандемии. Здесь стоит отметить, что погрузка угля сократилась примерно на 1 млн т, причем потеряли больше внутренние направления, снова из-за аномально теплой зимы, в то время как экспорт и импорт выросли. Нефть и нефтепродукты на экспортном направлении сократились также, примерно на 1 млн т, внутренние перевозки пока остались без изменений. Погрузка минерально-строительных грузов и цемента растут с начала года месяц к месяцу. Основной рост пришелся на внутренние перевозки и составил порядка 4 млн т. Черные металлы потеряли в абсолютном выражении с начала года порядка 100 тыс. т. Снижение наблюдается на внутренних направлениях. Удобрения сезонно растут с начала года на всех направлениях. Химикаты и сода стабильны, колебания месяц к месяцу незначительные, а в марте относительно февраля рост по группе составил 100 тыс. т. Объемы выросли во внутренних направлениях, экспорт снизился. Рост по зерну и продуктам питания составил 700 тыс. и 300 тыс. т к началу года соответственно, причем как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Транспортировка СУГ в цистернах демонстрирует завидную стабильность с начала года, а в марте — еще и рост на экспортном направлении. Прочие грузы выросли с начала года на 1,5 млн т, на экспортном, внутреннем и транзитном направлениях.

Очевидно, что по многим видам грузов внутренние направления стали более премиальными, чем экспортные, однако не следует забывать, что падение курса рубля позволяет значительно увеличить прибыль от экспортной выручки, сохраняя рублевую себестоимость. Тренды ближайшей перспективы будут определять страны, которым быстрее посчастливится выбраться из карантина и запустить производства. Кроме того, основным драйвером по сырьевым направлениям на сегодня будет являться Китай. Значительную поддержку мировым экономикам может оказать новый союз ОПЕК, разговоры о возобновлении соглашения не утихают.

Поделиться