Новые маршруты экспорта СУГ в КНР в процессе раскатки

27
мая
2024
Беседовал Павел Усов

На Китай пока приходится небольшой объем российского экспорта сжиженных углеводородных газов, но все может измениться после того, как Евросоюз полностью откажется от их импорта из России. В этой связи уже необходимо диверсифицировать маршруты отправок СУГ, рассказал РЖД-Партнеру генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.

— Через какие погранпереходы с КНР в настоящее время идут перевозки СУГ? Как распределяются потоки?

— По итогам 2023 года экспорт СУГ из России в Китай в цистернах и танк-контейнерах составил почти 280 тыс. т, что на 33% превышает показатели 2022 года. Объемы пока небольшие относительно массовых направлений экспорта, но есть тенденция к устойчивому росту. В январе — апреле этого года в КНР экспортировали уже свыше 140 тыс. т СУГ, это на 40% больше чем за аналогичный период прошлого.

По-прежнему главные экспортные ворота в Китай для российских СУГ — терминал Manjzhouli Far East Gas, расположенный на китайской территории в 5 км от железнодорожного пункта пропуска Забайкальск — Маньчжурия. В 2023 году здесь переваливали 75% сжиженных углеводородов, отправляемых из России в КНР. В этом году эта доля немного снизилась — до 67% в апреле из-за раскатки новых маршрутов.

Растет интерес к перевозкам СУГ по схеме «ж/д + авто» через ст. Даурия (ЗабЖД) и ст. Махалино (ДВЖД). Сжиженные углеводороды доставляют до станций по железной дороге в газовых цистернах, далее на газонаполнительных станциях (ГНС) переваливают продукцию в автогазовозы и экспортируют в Китай.

В прошлом году по маршруту через Даурию и далее через автомобильный пункт пропуска Забайкальск отправили в Китай около 14 тыс. т СУГ. За 4 месяца этого года данный показатель уже превышен. В чем плюс такой схемы: она позволяет избежать сложностей с формированием поездов для передачи на территорию Китая, связанных с требованием китайской стороны обеспечивать вагоны прикрытия и ограничением на число вагонов с СУГ в составе одного поезда.

Для справки: в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по сети Китайских железных дорог отправки нефтяных грузов, в том числе сжиженных углеводородов, через пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия должны осуществляться группами по 6 груженых вагонов с обязательными вагонами прикрытия. При этом допускается не более трех групп вагонов в составе одного поезда, таким образом, в составе одного поезда может быть не более 18 груженых вагонов со сжиженными углеводородами.

— Какие еще задействуются каналы экспорта?

— Постепенно идет раскатка экспортного маршрута для СУГ через погранпереход Камышовая — Хуньчунь. В прошлом году отработали схему отправки СУГ в танк-контейнерах до контейнерного терминала Jilin Jiuxin и далее автотранспортом до газонаполнительной станции, где газ сливают в емкости.

В I квартале 2024 года завершилось строительство железнодорожных путей до ГНС, что позволило запустить прямой железнодорожный сервис. В апреле первая партия СУГ в цистернах «СГ-транс» была отправлена с завода РОСПАН до ГНС. Хранилища газонаполнительной станции еще на стадии строительства, поэтому массовых поставок пока не ожидается. Но потенциал у этого направления есть.

Также в 2023 году осуществлялись отправки СУГ в Китай через порт Усть-Луга, но эта мера была скорее вынужденной ввиду загруженности Восточного полигона. Экспорт СУГ в Китай через Балтику на данный момент не выглядит оправданным с точки зрения стоимости и логистики.

— Есть ли потенциал для увеличения объемов перевозок СУГ в КНР и что сдерживает рост?

— Грузоотправители заинтересованы в новых каналах сбыта. Объемы экспорта СУГ в КНР сдерживают загруженность Восточного полигона и длинные плечи поставок на восток. Кроме того, цены на европейском рынке более привлекательны, да и спрос стабилен. С Китаем в этом смысле рынку СУГ предстоит работать, выстраивать цепочки поставок, ценовую политику, инфраструктуру и прочее, чтобы перенаправить текущий европейский поток сжиженных углеводородов на Дальний Восток.

Перенаправлять объемы СУГ с европейских маршрутов придется в любом случае с 1 января 2025 года, когда начнет действовать 12-й пакет санкций ЕС. Чем больше будет возможностей для диверсификации отправок, тем лучше для рынка.

Поделиться