Прямой выход на рынки

4
апреля
2023

Наталья Дрыжак, начальник Департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс»

Строительство перевалочного комплекса для аммиака и удобрений в Тамани выглядит перспективным. В сложившихся условиях отправки по аммиакопроводу Тольятти — Одесса возобновятся, скорее всего, нескоро. Тамань — это прямой выход на рынки дружественных стран.

Группа компаний «СГ-транс» занимается перевозкой минеральных и химических удобрений в танк-контейнерах более 15 лет. До начала прошлого года основная доля таких отправок приходилась на экспорт, но вследствие геополитических событий логистика перестроилась и потоки перенаправили на внутренний рынок. Тенденция к росту внутрироссийских перевозок сохраняется и в 2023 году.

В 2022-м объёмы перевозок удобрений у компании «СГ-транс» сохранились на уровне 2021 года, что можно назвать хорошим результатом в условиях перестроения экономики и глобальной трансформации логистики. Основной тенденцией стал рост внутрироссийских отправок на фоне сокращения экспорта. Перевозки удобрений через морские порты у нас сократились почти на 40%. В частности, снизились поставки в Эстонию и практически приостановилась отгрузка в Литву.

Снижение экспортных объёмов компенсировалось за счёт роста отправок на внутренний рынок. Надо признать, что наша доля в сегменте железнодорожной логистики удобрений пока невысока, но мы зафиксировали рост спроса грузоотправителей на доставку удобрений в танк-контейнерах. За прошлый год нам удалось кратно нарастить перевозки удобрений в «танках» по России. Так, мы смогли организовать транспортировку на станции Северной и Северо-Кавказской железных дорог нового для нас груза — водного аммиака. Также расширили и сеть маршрутов.

В I квартале 2023 года перевозки химических и минеральных удобрений в танк-контейнерах продолжили уверенно расти. По предварительным данным, в январе — марте «СГ-транс» отправил удобрений во внутрироссийском сообщении больше, чем за весь 2022 год.

Если говорить конкретно о порте Тамань, то в настоящее время удобрения через него не экспортируются, поскольку там нет подходящей терминальной инфраструктуры. В основном через данный порт идут каменный уголь в полувагонах, пищевые грузы в цистернах.

Роль портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в логистике удобрений сегодня особенно значима с учётом загруженности Восточного полигона и дальневосточных портов. По нашим данным, в 2022 году в направлении СКЖД на экспорт было отправлено более 4 млн тонн удобрений. Основные объёмы направлялись через Новороссийск и Туапсе, однако стали больше использоваться и другие порты АЧБ, в частности Ейск, Таганрог, Азов.

Поделиться