Металл диктует цены

8
июня
2021
Анна Якушева

В минувшую среду состоялось заседание президиума СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ). Одной из тем обсуждения стал рост цен на услуги по ремонту грузовых вагонов из-за повышения стоимости расходных материалов. Ожидается, что цены на ремонт во II квартале текущего года увеличатся ещё на 5–7%.

По словам исполнительного директора СОЖТа Алексея Дружинина, в несколько компаний от вагоноремонтных предприятий (ВРП) поступила информация о существенном росте стоимости услуг по ремонту грузовых вагонов.
«Речь идёт об услугах в отношении как капитального, так и текущего отцепочного видов ремонта, — сообщил Алексей Дружинин. — Вопрос был вынесен на президиум союза. После обсуждения принято решение собрать информацию по всем компаниям, входящим в союз, на предмет величины роста и его объективности со стороны ВРП. Исходя из полученных данных, будем принимать решение о дальнейших шагах».

Инициатором обсуждения выступило АО «Евросиб СПб — ТС».

Как рассказал «Гудку» генеральный директор АО «Евросиб СПб — ТС» Иван Атемасов, компания обеспокоена почти синхронным объявлением роста стоимости услуг со стороны АО «ОМК «Стальной путь», Группы НВРК и ХК «Новотранс».
«По отдельным предприятиям рост стоимости капитального ремонта составил 17%, деповского — 7,5%, — отметил Иван Атемасов. — Цены на отдельные услуги, выполняемые при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов, увеличились на 7%».

Первый заместитель генерального директора Группы НВРК Максим Клёнов сообщил, что прошлый год для вагоноремонтной отрасли был кризисным, падали объёмы и цены планового ремонта.
«НВРК, АО «ОМК „Стальной путь“ и ВРК-1 закончили год с убытком, что является абсолютной аномалией, — рассказал Максим Клёнов. — Текущий год встретил нас ростом цен на металл, что обернулось повышением цен на запасные части и комплектующие, в первую очередь на фрикционный клин, тормозную колодку и металлопрокат».

В качестве примера первый заместитель генерального директора Группы НВРК привёл увеличение стоимости на горячекатаный лист ст. 3 8×1500×6000. Если в декабре 2020 года компания закупала их по 51 тыс. руб. за тонну, то в середине мая — за 101 тыс. руб.
«Следовательно, ВРП вынуждены конвертировать очередной виток роста стоимости комплектующих в повышение цены планового ремонта. В зависимости от региона рост цен нашей компании составил от 5 до 10%. Отмечу, что даже после индексации цены будут ниже на 10–20%, чем год назад. Это значит, что мы можем констатировать, что операторское сообщество является безусловным бенефициаром завершившейся в 2020 году либерализации рынка ремонта грузовых вагонов», — добавил он.

Некоторые операторы согласны с тем, что рост стоимости расходных материалов является объективной предпосылкой для подорожания стоимости ремонта. По мнению заместителя генерального директора по техническому развитию АО «СГ-транс» Дмитрия Роде, ВРП имеют право на повышение стоимости ремонта металлоёмких изделий.
«Для владельцев грузовых вагонов, конструкция которых предусматривает значительное количество использования подобных материалов, затраты на ремонт могут существенно возрасти, — отметил Дмитрий Роде. — В основном рост стоимости плановых ремонтов затрагивает владельцев полувагонов и крытых платформ, в остальных родах подвижного состава или газовых цистерн рост стоимости может быть невысоким».

Другой причиной повышения стоимости услуг ремонта грузовых вагонов является дефицит мощностей ВРП.

По словам Максима Клёнова, текущие цены на плановый ремонт способствуют закрытию депо и сокращению штата предприятий. Сегодня технические мощности ВРП профицитны, однако фактические (зависят от фактического штата депо) практически исчерпаны. Поэтому вспышки спроса на плановый ремонт уже привели к локальным дефицитам мощностей, особенно на Дальнем Востоке.

«Слышать стенания собственников подвижного состава про рост цен на плановый ремонт странно, — отметил Максим Клёнов. — Собственники вагонов при первых признаках дефицита вагонов поднимают ставки доходности. Колебания ставок в течение нескольких лет могут быть на сотни процентов. Поэтому в тяжёлые годы собственник вагонов работает с невысокой прибылью, в хорошие — со сверхприбылью. Но „сытый голодного не разумеет“, поэтому от ВРП все ждут низких цен, и желательно, чтобы завтра было дешевле, чем сегодня. Такая модель работы рынка привела к тому, что сейчас, осуществляя ремонт вагонов, мы де-факто дотируем собственников подвижного состава. Это ниже точки разумного рыночного равновесия. Поэтому мы ожидаем, что во втором полугодии 2021 года цена планового ремонта вырастет ещё на 5–7%».

«Рынок
расставит всё по своим местам, однако если на уровне президиума СОЖТа подтвердятся нарушения антимонопольного законодательства, будет инициировано обращение в Федеральную антимонопольную службу. В целом текущая инициатива ВРП несколько опережает динамику рынка грузоперевозок и вряд ли будет поддержана операторами», — говорит Иван Атемасов.

Поделиться