Танк-контейнеры пойдут к Амуру

28
мая
2024
Павел Белов

В целях расширения экспорта сжиженного углеводородного газа в районе железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян планируется построить специализированный терминал.

Примоститься к границе

В стадии заключения с Корпорацией развития Дальнего Востока (КРДВ) находится соглашение с ООО «Объединенная нефтегазохимическая компания» (ОНГК) по созданию в районе железнодорожного пункта пропуска Нижнеленинское комплекса по перевалке СУГ, нефтехимического сырья для последующих переделов. Объем инвестиций оценивается в 8,1 млрд руб.

Мощность перегрузочного комплекса у моста через Амур составит 1,2 млн т ежегодно, в том числе: по СУГ — 450 тыс. т, пентан-гексановой фракции (предназначена в качестве сырья нефтехимических производств) — 200 тыс. т, газовому конденсату и сырой нефти — 50 тыс. т, прямогонному мазуту (используется, в частности, как компонент при производстве товарных мазутов) — 500 тыс. т.

На терминале, среди прочих объектов, предусмотрена площадка для обслуживания танк-контейнеров.

В настоящее время по комплексу ведутся проектные работы, сообщили в инвестиционном агентстве Еврейской автономной области. Ориентировочный срок ввода объекта, согласно данным КРДВ, — 2027 год.

Реализовать этот проект ОНГК планирует с китайским партнером. В прошлом году на Восточном экономическом форуме компания подписала соглашение о совместном финансировании приграничного перевалочного комплекса с Xuan Yuan Industrial Development.

Организовать движение танк-контейнеров предполагается через другой погранпереход, который свяжет территории России и Китая, расположенные у Амура, — Джалинда — Мохэ. Правда, этот подвижной состав планируется задействовать для поставок в КНР сжиженного природного газа. Источником грузовой базы выступят малотоннажные производства СПГ в Якутии.

Как проинформировал заместитель гендиректора АО «АК «Железные дороги Якутии» по стратегическому развитию Алексей Местников, на начальном этапе реализации проекта предполагается открытие смешанного пункта пропуска с устройством понтонного моста через Амур. Грузы из Республики Саха, руда и уголь в контейнерах типа оpen top, а также СПГ в танк-контейнерах будут следовать по железной дороге до ст. Сковородино, затем перегружаться на автотранспорт назначением в Китай. С восстановлением железнодорожного участка Сковородино — Рейново поезда с грузами смогут идти до самого пункта пропуска.

Выход к морю

В мае Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил о том, что договорился с китайским производителем нефтехимической продукции Hebei Haiwei о совместном инвестировании в строительство первого на Дальнем Востоке морского терминала для перевалки СУГ. Перегрузка будет осуществляться по схеме вагон — склад — судно.

Объем перевалки на первом этапе может составить 1 млн т ежегодно. Как предполагается, целевыми рынками сбыта будет не только Китай, но и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мощности по перевалке СУГ должны заработать в Советской Гавани. Данный проект инициировало в свое время ООО «Компания Ремсталь», но в дальнейшем он был приостановлен. С появлением новых инвесторов планируется по нему возобновить работы.

Экспорт российского сжиженного углеводородного газа в КНР сегодня набирает темпы. Оценочно, в 2025 году в Китай может быть перенаправлено около 3 млн т сырья и до 4,5 млн т после 2026 года при условии реализации проектов по производству СУГ ключевыми грузовладельцами, говорит генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.

«Текущих мощностей на востоке не хватит на реализацию даже половины потенциального экспорта в 2025 году. Поэтому перевалочные мощности здесь необходимы. Говорить о том, какой именно пункт пропуска будет наиболее востребован, пока рано. Маршрут по мосту Нижнеленинское — Тунцзян, безусловно, можно считать интересным с точки зрения логистики и возможностей для грузовладельцев по экспорту СУГ», — резюмировал С. Калетин.

Поделиться